МАОУ «КУГ №1 - Универс»
Корнеева ул., 50, г. Красноярск, Красноярский край
  • О школе

    В настоящее время - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Красноярская университетская гимназия №1-Универс" (сокращенное наименование МАОУ «КУГ №1 - Универс»)

    История школы

    1 сентября 1985 года в одном из активно застраивающихся районов г. Красноярска открылась школа № 106. В 1987 году школа получила статус Базовой экспериментальной школы-комплекса «Универс» (№ 106) при Красноярском государственном университете. В 1999 году школа была переименована в Красноярскую университетскую гимназию «Универс» (№ 1).
     

    Галина Александровна Фоменко - первый директор школы № 106, "Отличник народного просвещения" 

    Первым директором школы была Галина Александровна Фоменко. Школу Галина Александровна закончила с серебряной медалью, затем училась в Абакане в педагогическом университете. После его окончания работала учителем физики, затем организатором внеклассной работы в школах №№ 43 и 99 в г. Красноярске. Позже была назначена директором 72-й школы. В школу № 106 директором Г.А. Фоменко была назначена, когда здание школы ещё строилось.  Коллектив учителей был новый,чуть больше 40 человек, никто друг друга не знал, но люди были талантливые и уже спустя месяц все работали сплоченно и дружно. Не было никаких кабинетов, пустые стены и парты. Пришлось самим с помощью родителей оборудовать кабинеты, выращивать цветы, обустраивать теплицу. Огромную помощь школе оказывали шефы: КАТЭК НИИ "Уголь", ТАПО, КГУ.
     

    В настоящее время Галина Александровна Фоменко работает в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования.

    Исак Давидович Фрумин - доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации (1997), автор более 200 научных публикаций по проблемам образования, дважды лауреат Премии правительства Российской федерации в области образования, с 1997 года - член Совета Международной ассоциации директоров школ

    В мае 1987 года совместным решением Главного Управления народного образования крайисполкома и КГУ школа № 106 получила статус базовой экспериментальной общеобразовательной школы (БЭСШ) при КГУ. В это время её директором становится Исак Давидович Фрумин. Именно с его приходом совершенно меняется лицо школы, ее статус. И.Д. Фрумин родился в г. Черновцы на Украине. Учился в школе № 42 г. Красноярска и закончил её с золотой медалью. Поступил в КГУ на факультет математики, который закончил с красным дипломом. Работая в школе, Фрумин стремился сделать так, чтобы дети хотели ходить в школу, где им будет интересно и комфортно. Он говорил: "Сейчас я мечтаю о том, чтобы школа могла помочь тем ученикам, которые в своей жизни хотят сделать какое-то дело, школа должна помочь воспитать таких людей, которые будут строить новое общество". Школа стала развиваться как место, где "поселились" разные эксперименты. Шли они, конечно из КГУ. Основные научные темы, разрабатываемые БЭСШ: "Развивающее обучение" и "Педагогическая организация взросления". Основные силы были сосредоточены на внедрении и разработке программ по развивающему обучению под руководством вице-президента АПН СССР В.В. Давыдова. В экспериментальной работе участвовали сотрудники Института общей и педагогической психологии АПН СССР, Центра педагогических инноваций АПН СССР, преподаватели и сотрудники психолого-педагогического и других факультетов КрасГУ, Красноярского научного центра АН СССР. Школа была экспериментальной площадкой ВНИК "Школа" Гособразования СССР, являлась базой Центра социально-педагогического проектирования "Эврика". Среди педагогов школы было 11 кандидатов наук, 2 учителя-методиста, 5 старших учителей.
    В январе 1991 года на базе БЭСШ была создана школа-комлекс "Универс". Образовались 1, 2, 3 ступени. Вскоре школа стала одной из самых знаменитых школ России. В октябре 1998 года при школе "Универс" открылся городской Литературный Лицей.

    В настоящее время И.Д. Фрумин является научным руководителем Института развития образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", ведущим специалистом Всемирного банка реконструкции и развития,  заместителем главного редактора ежеквартального научно-образовательного журнала «Вопросы образования», одним из руководителей экспертной группы при Правительстве РФ "Новая школа-2020". 
    Живет в г. Москве.

    Вениамин Сергеевич Соколов (1935-2011) - ректор КГУ с 1975 по 1988г, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РСФСР

    Школа не состоялась бы, если бы огромную роль в её развитии не сыграл Вениамин Сергеевич Соколов. Смелый и умный ученый, он говорил: "Надо выпустить школу из-под контроля, потому что во второй половине XX века уже не должно быть школ-казарм". Соколов во всех начинаниях поддерживал школу и помогал ей.

    К сожалению, Вениамина Сергеевича с нами больше нет.

    Вячеслав Владимирович Башев - кандидат психологических наук, автор многочисленных публикаций, проректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

    В 1999 году школа получила статус городской гимназии №1. С присвоением этого звания ее директором стал Вячеслав Владимирович Башев. В.В. Башев родился в г. Тайшете Иркутской области. Закончил Красноярский государственный университет по специальности педагог-психолог. С 1992 по 1996 гг. - психолог БЭСШ № 106, с 1996 - директор подростковой ступени. В 2000 защитил кандидатскую диссертацию. Принимал активное участие в проектах: российско-американском "Гражданское образование для информационного века", российско-британском проекте "Переподготовка преподавателей граждановедения", проекте Совета Европы по переподготовке педагогов в контекстве становления гражданского образования в России, в мега-проекте Института "Открытое общество "Развитие образования в России". С участием В.В. Башева был разработан учебный курс "Современные социальные проблемы" для 8-11 классов. Новый статус потребовал повышения академической подготовки, раннего преподавания иностранных языков, условий для развития одаренности. Условиями качественного образования были названы свобода ребенка в гимназии, уважение к его личности, охрана прав и свобод всех членов гимназического общества. C 2007 по март 2013 В.В. Башев возглавлял Министерство образования и науки Красноярского края.

    В настоящее время Вячеслав Владимирович работает проректором Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" и главным экспертом Института образования НИУ ВШЭ.

    Елена Анатольевна Чиганова - кандидат педагогических наук, ректор Красноярского института повышения квалификации работников образования.

    В 2007 году, когда В.В. Башев возглавил Агентство, а затем и Министерство образования и науки Красноярского края, директором гимназии стала Елена Анатольевна Чиганова. Елена Анатольевна закончила Красноярский государственный педагогический институт по специальности "учитель истории, обществоведения и права", и НОУ Институт «Московская высшая школа социальных и экономических наук по направлению «Менеджмент». В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию. Работала учителем истории и заместителем директора по науке гимназии №164 г. Зеленогорска, с 2003 г. по 2007 г. – заместителем директора по учебно-воспитательной работе гимназии «Универс» №1», и с 2007 по декабрь 2012 года — директором гимназии «Универс».

    С 2006 по 2009 год гимназия четыре раза становилась победителем конкурса лучших образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Каждая победа в этом конкурсе приносила в бюджет гимназии по 1 000 000 рублей.
    В октябре 2008 года гимназия вошла в число победителей одного из самых престижных в сфере образования конкурсов - Всероссийского конкурса - «Лучшие школы России-2008». 
    Гимназия "Универс" - единственный в крае обладатель титула "Лучшая школа России". 
    Весной 2010 года гимназия инициировала проведение независимой экспертизы своей инновационной деятельности, которую провели эксперты Московской высшей школы социально-экономических наук. Результаты экспертизы позволили определить новые задачи и внести коррективы в программу развития гимназии.
    Осенью 2010 года Управляющий совет гимназии стал призёром во Всероссийском конкурсе Управляющих советов образовательных учреждений, который провела Общественная палата Российской Федерации.
    В ноябре 2010 года гимназия выступила с инициативой и провела первый в крае двухнедельный Педагогический марафон учебных предметов. В Педагогическом марафоне участвовали и обменивались опытом педагоги и психологи гимназии, школ города и края, представители высшей школы и Краснояского института повышения квалификации работников образования. 
    В декабре 2011 года завершился Международный конкурс концепций для проектирования «Школы Сколково». Конкурсная комиссия, состоящая из представителей фонда «Сколково», Министерства образования и науки России и компании «Майкрософт», определила лучшие концепции по созданию «Школы Сколково». Одним из 12 лауреатов этого конкурса со своей концепцией «Школа взросления» стала наша гимназия. Участие в конкурсе позволило пройти вторую независимую экспертизу образовательной и инновационной деятельности гимназии, а победа в конкурсе принесла общественное и профессиональное признание идеи "Школы взросления" как идеи современной школы, и определила ориентиры развития и сотрудничества на несколько лет вперёд.
    Ещё одним важным событием 2011 года стала абсолютная победа учителя математики Ирины Анатольевны Туенок в городском и краевом конкурсах «Учитель года». Ирина Анатольевна Туенок стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года-2011».

    Реализация концепции Школы взросления осуществляется на фоне введения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – одного из ведущих направлений модернизации российского образования в рамках национальной инициативы «Наша новая школа». Мы не рассматриваем воплощение концепции "Школы взросления" в жизнь и введение новых ФГОСов как отдельные направления деятельности. Оба документа обязывают школу задуматься о результатах образования и предлагают проявлять самостоятельность в поисках решений. Профессиональное обсуждение, взаимообогащение идеями мы видим обязательным условием развития. Поэтому в 2012 году гимназия продолжила начатую в 2010 году инициативу и провела второй двухнедельный Краевой педагогический марафон учебных предметов, в котором участвовали 1057 слушателей из 47 населенных пунктов. В течение двух недель было проведено 209 мероприятий (225 выступающих), из них гимназия представила 142 мероприятия (141 выступающий).

    Игорь Владимирович Скруберт  
    - руководитель управления образования администрации ЗАТО Железногорск.

    В 2013 гимназию возглавил Игорь Владимирович Скруберт.

    Игорь Владимирович Скруберт закончил Красноярский Государственный педагогический университет по специальности "учитель истории и английского языка", и Санкт-Петербургский институт управления и экономики ГМУ по направлению "Государственное и муниципальное управление". Имеет опыт руководящей работы в производственных, коммерческих и бюджетных организациях. В 2012 году работал заместителем директора гимназии по общим вопросам.

    Зимой 2013 года Гимназия получила статус автономного образовательного учреждения.

    Весной 2013 года гимназия выиграла два грантовых конкурса:

    • Совместно с институтом математики, физики, информатики КГПУ им. В.П.Астафьева – конкурс проектов по развитию социальной инфраструктуры в рамках социальной программы «Территория РУСАЛа»;
    • Конкурс КРИТБИ на открытие на базе гимназии Центра молодёжного инновационного творчества ЦМИТ (лаборатории прототипирования). В сентябре 2013 года ЦМИТ был открыт и приступил к работе.

    В сентябре 2014 года по независящим от гимназии причинам нам пришлось закрыть Дипломную программу Международного Бакалавриата. Гимназия была единственной школой в Красноярском крае и Сибири, где действовала эта программа, выпускники которой поступали в зарубежные вузы.
     

    В ноябре 2014 года гимназия при сотрудничестве с КК ИПК и Лицеем №9 "Лидер" провела Третий Красноярский педагогический марафон.
     

    В 2015 году на базе гимназии открылась ШЭЛ - экологиченская лаборатория для школьников, начала свою историю Инженерная школа Гимназии. Сначала это была группа восьмиклассников, углубленно изучающих физику, математику и информатику. К 2020 году Инженерная школа – это 4 класса, с отдельной инновационной программой, спецкурсами, лабораториями и мастерскими, сотрудничество с ведущими ВУЗами и предприятиями. Это выдающиеся результаты как в индивидуальных проектах, так и в олимпиадах. Это уникальные мероприятия и сообщество увлеченных ребят и учителей. Подробнее об инженерной школе можно узнать на сайте.

    Главным событием 2019 года стало открытие Техноцентра Гимназии. На месте старых мастерских и кабинетов в корпусе начальной школы появился современный технологичный комплекс. Инженерное оборудование и станки здесь соседствуют с компьютерными классами, лабораторией робототехники и швейными столами. Прозрачные стены и перегородки, коворкинг – зона в холле соединяют пространство, потому легко перейти от идеи и оформления замысла проекта до его воплощения практически в любых материалах. Проводятся уроки технологии, здесь же кипит работа над групповыми и индивидуальными проектами инженерной школы и в объединениях дополнительного образования технической направленности. Начата работа и по созданию кулинарной студии в Техноцентре.

    Татьяна Ивановна Юстус  - директор Гимназии

    В 2020 году стала директором Гимназии.

    Татьяна Ивановна окончила Психолого-педагогический факультет КГУ в 1998 году по направлению «Психология развития». Кандидат психологических наук, доцент.

    С 1995 года активно ведет исследовательскую и проектную работу в Гимназии и в Институте психологии практик развития. Основные профессиональные интересы – современные представления о детстве,  дошкольном и школьных возрастах, образовательные условия взросления, управление конфликтом и переговоры.  В управлении образовательными организациями изучает влияние уклада и корпоративной культуры на образовательное пространство и результаты, управленческие компетентности руководителей и способы их развития. Работу директора совмещает с преподаванием в магистратуре СФУ и Московской высшей школе социальных и экономических наук.

    С 2012 по 2020 год была руководителем дошкольного отделения Гимназии – детского сада «Журавушка».

    В 2020 году начата реализация проекта благоустройства территории, появился уютный книжный дворик у библиотеки начальной школы.

    В 2021 году в Гимназии наконец открылась современная Кулинарная студия, новое оснащение кабинетов технологии позволило значительно расширить возможности преподавания предмета.

    В инженерной школе появляются проекты учеников в партнерстве с инновационными кампаниями, теперь разработки ребят используются не только в школьной, но и в городской среде. В обучении информатике развивается сотрудничество с Яндекс.Лицеем.

    После долгого перерыва возобновились выездные школы по самоопределению для старшеклассников.

    Начальная школа реализует большой проект по новой внеурочной деятельности, учитывающей интересы детей и современные технологии.

    В детском саду продолжается работа по созданию условий для становления инициативности дошкольников.

    Из-за пандемии школа пока закрыта для посещения родителями, но зато стала более открыта в социальных сетях, где можно увидеть, чем живут ученики и учителя каждый день.
     

    Образование и формы обучения

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie